История городской архитектуры Марокко насчитывает не менее 1000 лет. За точку отчета обычно берут 857 год, когда основавшие Фес первые правители страны династии Идрисидов возвели в городе мечеть Карауин. С той поры и до 20 в. один архитектурный стиль сменялся другим и, в итоге, образовалось архитектурное наследие. Художественные элементы и стили каждой эпохи в определенной степени отражают особенности светской и религиозной жизни правителей и простонародья соответствующего времени.
Старые традиционные города Марокко хранят до наших дней многие величественные образцы классического арабо-берберского зодчества: мечети, крепостные сооружения, дворцы, общественные здания, медресе, бани, акведуки, фонтаны. К 12 в. - «золотому веку» в Марокко, относится, например, выдающийся памятник культовой монументальной архитектуры — мечеть Кутубия в Марракеше (альмохадский стиль), поражающая строгими и прекрасными пропорциями высокой башни минарета с тремя ярусами удлиненных окон и декоративных арок, а также венчающей ее надстройкой с небольшим изящным куполом. В молитвенном зале мечети высокие подковообразные арки, покоящиеся на 150 пилонах, образуют анфиладу, создающую впечатление мерного движения.
Сохранившаяся в Рабате грандиозная башня минарета незавершенной мечети Хасана II (XII в.) (альмохадский стиль) свидетельствует о том, что рабатская мечеть должна была намного превосходить по размерам знаменитую мечеть в Кордове (VIII—X вв.). В период Альмохадов и их преемников были построены мощные с башнями и арками стены, окружавшие средневековые города. Они сохранились полностью или частично в Марракеше, Рабате, Мекнесе, Фесе. Наиболее живописны городские ворота с большим проемом в виде подковообразной арки, украшенной обычно тонким орнаментом геометрического рисунка. В архитектуре культовых и светских зданий XIII—XVI вв. усиливаются декоративные элементы, приковывающие внимание своей особой вычурностью и изощренностью и как бы отодвигающие на задний план общий силуэт сооружения.
Многочисленные памятники этого периода — мусульманские медресе в Фесе, Мекнесе, Сале, гробницы Саадийской династии в Марракеше, большая мечеть в городе Таза, построенная, правда, в XII в. в старых традициях, но затем украшенная великолепным куполом.
На этих средневековых традициях в XVTI—XX вв. формируется и развивается марокканское национальное зодчество. Его лучшие творения, например ворота Баб-аль-Мансур в Мекнесе, дворцы Феса (Дар-Бата), Мекнеса (Дар-Джами), Марракеша (Бахия), королевские резиденции — дворцы Дар-эс-Салам и Риад, выделяются изысканностью форм и богатством декора. И ныне традиционная архитектура как искусство уникальных форм используется марокканскими мастерами для монументальных и иных построек.
В Рабате сооружен красивый ансамбль мавзолея Мохаммеда V с кубом гробницы из белого каррарского мрамора и другими сооружениями, которые в течение ряда лет украшали резчики по камню, скульпторы, укладчики мозаики и другие художники-умельцы. Марокканцы стремятся сочетать традиционные элементы национальной архитектуры с требованиями современной технологии и экономики и в новом гражданском строительстве, особенно при сооружении крупных общественных зданий и гостиниц, для придания новым городам страны национального колорита.
Хронология:
Альморавиды (11-12 век)
Именно при Альморавидах в Марокко возник мавританский стиль, и здесь же впоследствии находился центр огромной империи. Этот стиль воспринял такие андалусские элементы, как подковообразные и лепестковые арки, зачастую соединял куфический шрифт с растительными узорами, широко использовал лиственный узор акант и декоративную лепнину.
Альмохады (12-13 век)
При Альмохадах Иберо – Магрибийская империя достигла зенита своего могущества, и стилю, утвердившемуся при этой династии, подражали архитекторы последующих эпох. Образцы альмохадского стиля: мечеть Кутубия в Марракеше, мечеть Хасана II в Рабате и монументальные городские ворота.
Мерениды (13-15 век)
При Меренидах строители использовали освоенные ранее приемы и воспроизводили архитектурные формы прежних эпох. Именно при этой династии достигло расцвета такое характерное для Марокко явление, как медресе и не одно построенное в то время медресе по праву считается шедевром марокканской архитектуры. Зодчие меренидской эпохи прославились также несравненным мастерством в применении орнаментов.
Ссадиды (16-17 век)
Династия Саадидов обогатила страну двумя шедеврами: дворцом элб-Бади и саадинскими погребениями, оба – в Марракеше. В этих творениях воплотились андалусские традиции, укоренившиеся в Марокко.
Алауиты (с 17 века до наших дней)
Из монархов алауитской династии великими строителями считаются двое: Мулай Исмаил, перенесший столицу в Мекнес, и Сиди Мухаммед бен Абдалла, основатель Эссуэйры.
Новейшее время.
В начале 20 в. в период протектората Франции. Рядом с традиционными мединами, планировка которых препятствовала развитию, возникли так называемые «нувельвили» (франц. «новые города»). Чаще всего эти «новые города» строились в неомавританском стиле, но в Касабланке восторжествовал стиль ар-деко.