Приветствуем на сайте Марокканского клуба!

В Москве: 12:29
В Марокко: 09:29

$1 = 10,08 د.م. (MAD)
€1 = 10,70 د.م. (MAD)

Независимый информационный портал

Архитектура Марокко

Интерьеры Марокко

История городской архитектуры Марокко насчитывает не менее 1000 лет. За точку отчета обычно берут 857 год, когда основавшие Фес первые правители страны династии Идрисидов возвели в городе мечеть Карауин. С той поры и до 20 в. один архитектурный стиль сменялся другим и, в итоге, образовалось архитектурное наследие. Художественные элементы и стили каждой эпохи в определенной степени отражают особенности светской и религиозной жизни правителей и простонародья соответствующего времени.

Старые традиционные города Марокко хранят до наших дней многие величественные образцы классического арабо-берберского зодчества: мечети, крепостные сооружения, дворцы, общественные здания, медресе, бани, акведуки, фонтаны. К 12 в. - «золотому веку» в Марокко, относится, например, выдающийся памятник культовой монументальной архитектуры — мечеть Кутубия в Марракеше (альмохадский стиль), поражающая строгими и прекрасными пропорциями высокой башни минарета с тремя ярусами удлиненных окон и декоративных арок, а также венчающей ее надстройкой с небольшим изящным куполом. В молитвенном зале мечети высокие подковообразные арки, покоящиеся на 150 пилонах, образуют анфиладу, создающую впечатление мерного движения.

Сохранившаяся в Рабате грандиозная башня минарета незавершенной мечети Хасана II (XII в.) (альмохадский стиль) свидетельствует о том, что рабатская мечеть должна была намного превосходить по размерам знаменитую мечеть в Кордове (VIII—X вв.). В период Альмохадов и их преемников были построены мощные с башнями и арками стены, окружавшие средневековые города. Они сохранились полностью или частично в Марракеше, Рабате, Мекнесе, Фесе. Наиболее живописны городские ворота с большим проемом в виде подковообразной арки, украшенной обычно тонким орнаментом геометрического рисунка. В архитектуре культовых и светских зданий XIII—XVI вв. усиливаются декоративные элементы, приковывающие внимание своей особой вычурностью и изощренностью и как бы отодвигающие на задний план общий силуэт сооружения.

Многочисленные памятники этого периода — мусульманские медресе в Фесе, Мекнесе, Сале, гробницы Саадийской династии в Марракеше, большая мечеть в городе Таза, построенная, правда, в XII в. в старых традициях, но затем украшенная великолепным куполом.

На этих средневековых традициях в XVTI—XX вв. формируется и развивается марокканское национальное зодчество. Его лучшие творения, например ворота Баб-аль-Мансур в Мекнесе, дворцы Феса (Дар-Бата), Мекнеса (Дар-Джами), Марракеша (Бахия), королевские резиденции — дворцы Дар-эс-Салам и Риад, выделяются изысканностью форм и богатством декора. И ныне традиционная архитектура как искусство уникальных форм используется марокканскими мастерами для монументальных и иных построек.

В Рабате сооружен красивый ансамбль мавзолея Мохаммеда V с кубом гробницы из белого каррарского мрамора и другими сооружениями, которые в течение ряда лет украшали резчики по камню, скульпторы, укладчики мозаики и другие художники-умельцы. Марокканцы стремятся сочетать традиционные элементы национальной архитектуры с требованиями современной технологии и экономики и в новом гражданском строительстве, особенно при сооружении крупных общественных зданий и гостиниц, для придания новым городам страны национального колорита.

Хронология:

Альморавиды (11-12 век)

Именно при Альморавидах в Марокко возник мавританский стиль, и здесь же впоследствии находился центр огромной империи. Этот стиль воспринял такие андалусские элементы, как подковообразные и лепестковые арки, зачастую соединял куфический шрифт с растительными узорами, широко использовал лиственный узор акант и декоративную лепнину.

Альмохады (12-13 век)

При Альмохадах Иберо – Магрибийская империя достигла зенита своего могущества, и стилю, утвердившемуся при этой династии, подражали архитекторы последующих эпох. Образцы альмохадского стиля: мечеть Кутубия в Марракеше, мечеть Хасана II в Рабате и монументальные городские ворота.

Мерениды (13-15 век)

При Меренидах строители использовали освоенные ранее приемы и воспроизводили архитектурные формы прежних эпох. Именно при этой династии достигло расцвета такое характерное для Марокко явление, как медресе и не одно построенное в то время медресе по праву считается шедевром марокканской архитектуры. Зодчие меренидской эпохи прославились также несравненным мастерством в применении орнаментов.

Ссадиды (16-17 век)

Династия Саадидов обогатила страну двумя шедеврами: дворцом элб-Бади и саадинскими погребениями, оба – в Марракеше. В этих творениях воплотились андалусские традиции, укоренившиеся в Марокко.

Алауиты (с 17 века до наших дней)

Из монархов алауитской династии великими строителями считаются двое: Мулай Исмаил, перенесший столицу в Мекнес, и Сиди Мухаммед бен Абдалла, основатель Эссуэйры.

Новейшее время.

В начале 20 в. в период протектората Франции. Рядом с традиционными мединами, планировка которых препятствовала развитию, возникли так называемые «нувельвили» (франц. «новые города»). Чаще всего эти «новые города» строились в неомавританском стиле, но в Касабланке восторжествовал стиль ар-деко.

Вступить
в марокканский клуб, чтобы

  • задавать вопросы
    г-ну Самиру Сусси Риах
  • общаться
    с блоггерами клуба
  • получать ссылки
    на новые статьи
  • оставлять
    комментировать
  • участвовать
    в акциях
  • выигрывать призы