Богатство марокканских музыкальных традиций отражает культурную и географическую пестроту страны. В городах и селах к арабской относят мавританскую музыку аль-аля, религиозную музыку (церемониальную), светскую музыку мельбун, сама и дакка, и иудео-арабскую музыку. Популярна берберская музыка – песни и танцы ахваш, ахидус, руайес, нередко исполняемые во время сезонных праздни ков: полевые песни поют на посевной или по ходу сбо ра урожая; религиозные и светские церемонии сопро вождаются другой музыкой. На радио и телевидении чаще всего звучит «современная» народная или, скорее, поп-музыка; в жанре, обозначаемом термином ша-аби, исполняются и новые, и традиционные мелодии в современной обработке.
ГНАУА
Музыканты гнауа - это потомка черных рабов вывезенных из Мали. Гвинеи и Ганы и служив ших в дворцовой страже султанов Мулла Исмаила (1672-1727) в Мскнесе и Мулая Абдаллы (1757-1790) в Эссуэйре, Позднее они составили братство Гнауа, объединившееся вокруг почитания Биляля, чернокожего раба, которого пророк Мухаммед освободил в на граду за то, что Биляль исцелил своим пением его дочь Фатиму.
В подражание Билялю гнауа считают себя не только музыкантами, но и целителями, и проводят свои концерты как сеансы музыкотерапии, соединяя предания Черной Аф рики с культом святых в исламском фольк лоре. Действа, называемые лила, происхо дят в ночи: музыканты, исполняя песни и пляски в лихорадочных и переменчивых ритмах, доводят себя до исступления.
Cheb MAMI
Современная марокканская музыкаЧеб Мами соединяет музыку арабского Запада (страны Магриба – Алжир, Марокко, Тунис, Ливан, Ливия) с европейскими традициями и современной поп-музыкой. Великолепно владея национальным арабским стилем пения Rai (за что даже получил прозвище The Prince Of Rai – по названию одного из своих альбомов), Чеб Мами микширует его с французской шансон и ритмами диско и фанка, что и определяет его неповторимую колоритную манеру.
Чеб Мами (настоящее имя Khelifati Mohamed) родился 11 июля 1966 года в алжирском местечке Сайда. Уже с раннего детства он привлекал внимание друзей и соседей своими необыкновенными вокальными возможностями – высоким, гибким, виртуозным и очень душевным голосом. В 1982 году он занял второе на местном конкурсе талантов, получил возможность выступать по радио и записать несколько кассет, однако какого-то финансового успеха Чебу это не принесло. Отслужив в 1985 году службу в алжирской армии, Мами, как и многие его соотечественики, подался в Париж в поисках признания и стабильности.
В Париже, после участия в нескольких фестивалях и концертах, его заметили и оценили по достоинству. Выпуск первого альбома «The Prince Of Rai» (1989), дистрибуция которого проходила по всему миру, принес ему огромный успех. Альбом стал платиновым. Наряду с уже весьма популярным к этому моменту Халедом и другими арабскими артистами, Чеб Мами получил репутацию артиста, знакомящего европейскую общественность с музыкой раи, что подтвердил следующий альбом артиста «Let Me Rai» (1990).
Вместе со своим другом Халедом Мами снялся в фильме «100 % arabica», к которому затем вышел саундтрек. Дальше Чеб продолжал двигаться в направлении слияния арабской и европейской музыки, однако не был чужд и экспериментам – его четвертый альбом «Meli Meli» включал хит «Parisian Du Nord», записанный с рэп-вокалистом K-Mel (ремиксы на этот альбом выполняли известнейшие ди-джеи, работавшие с Massive Attack, Неной Черри и др.).
Однако настоящий звездный час Чеба настал в 1999 году, когда Стинг пригласил его поучаствовать в записи песни «Desert Rose» (вошла в альбом Стинга «A Brand New Day») для исполнения вокальной партии в стиле раи. На эту песню был снят великолепный клип, сделан танцевальный ремикс, который звучал на всех дискотеках. На волне этого успеха в 2001 году вышел очередной альбом Чеба Мами «Delalli».
Дискография:
- "Douni el Bladi" 1986 Totem Records
- Prince Of Rai 1989 Shanachie
- "Let me Raï" 1990 Totem Records
- "Saïda" 1994 Totem Records
- "Meli Meli" 1999 Virgin
OUM
Ум, родилась в Касабланке, в экономической столице Марокко, и выросла в городе Марракеш. Ум представляет эклектику женского вокала, исполняя soul, музыку души, смешанную с ее природным влиянием, окружением, такими как поэзия Hassany (культура марокканской пустыни) и африканские ритмы, уходя корнями в соул, госпел и джаз.
Её вдохновителями были и есть Malouma Mint El Maidah, Ella Fitzgerald, Miriam Makeba, Billie Holliday, Dimi Mint Abba, Aretha Franklin и Eryka Badu.
В том числе, Ум является организатором и крестной мамой фестиваля в Taragalte «Женщины пустыни» - для музыкантов и женщин Мали.
«Душа Морокко» последний и третий (и первый международный) альбом марокканской сахарской певицы Ум с завораживающим голосом. Альбом включает в себя различные музыкальные стили, в том числе поэзию/язык Hassany, африканские ритмы, джаз, соул, берберскую и суфийскую музыку. Выпущено Lof Music и записано на знаменитой парижской студии Davout.